Обращаясь за помощью к психологу, большинство людей надеются
как можно быстрее почувствовать себя лучше, многие, в течение ряда месяцев
убеждающие себя обратиться за помощью настраивают себя на быстрое, почти
волшебное избавление от своих бед. Отчасти это объяснимо. Как правило, люди не имеют
реального представления о процессе психологической помощи. Взаимодействие с
психологом-психотерапевтом представляется им проще и легче, чем оно есть на
самом деле. Люди надеются, что после того, как они поведают о своих проблемах,
остальное за них сделает психолог, переоценивая при этом влияние специалиста и
недооценивая необходимость собственного активного участия в исследовании и
разрешении существующих проблем. Зачастую клиенты воспринимают психолога и
психотерапевта через призму фантазий, низводя себя до пассивной роли
предоставления информации для психологического оракула. Магическое желание
иметь побольше, прямо сейчас и без весомых усилий, в той или иной степени,
присуще каждому из нас. Даже те, кто осознают, что для достижения
положительного результата обычно требуются месяцы, а порой и годы кропотливой
работы над собой, все же испытывают некоторое разочарование, когда после одной,
нескольких консультаций не обнаруживает существенных перемен. Хотя, в отличие
от магов и целителей, психологи не обещают людям быстрого и гарантированного
изменения их состояния и жизненных обстоятельств, ожидание подобных
трансформаций – довольно частое явление.
Ожидание того, что за час беседы психолог составит
психологический портрет и провозгласит чудесный совет, который все расставит на
свои места, – часто продиктовано представлениями о психологах, созданными
журналами и телепередачами. Где за короткий промежуток времени демонстрируются
чудесные исцеления и разбираются самые запутанные случаи. К сожалению в
реальности не всё так просто.
Помощь психолога и психотерапевта также отличается от
привычной модели отношений врача и пациента, в которых пациенту отведена
пассивная роль выполнения указаний врача. Иначе говоря, не стоит рассматривать
психологическую помощь как пассивное предоставление информации о существующих
проблемах, в то время как специалист будет вас "лечить” или "учить”.
Психологическая и психотерапевтическая помощь – это совместная работа, в
которой клиенту отведена активная роль. От клиента ожидается следующее: вовремя
приходить на сеансы, не пропускать их без уважительной причины, открыто
говорить о собственных интимных переживаниях и прилагать усилия для понимания
и, в итоге, разрешения существующих затруднений. Психолог-психотерапевт видит свою задачу в том, чтобы
обеспечить вас условиями для открытого самовыражения, поэтому в отличие от
привычного общения психолог весомую часть беседы уделяет слушанию. При этом он
не просто сидит, как может показаться на первый взгляд, – он внимательно
слушает и наблюдает, для того чтобы поделиться с вами своими суждениями о том,
какие барьеры стоят на пути к пониманию и решению существующих проблем. В ходе
совместной психологической работы специалист поможет вам реалистичней оценить
жизненные события и реакции на них. Проясняя и перефразируя сказанное вами,
психолог может привести вас к пониманию того, что обычно ускользает от вашего
взгляда. Психолог подмечает внезапные изменения вашего настроения и поведения,
помогает отследить непоследовательность в ваших действиях, обращает ваше
внимание на те эмоциональные изменения, которые происходят с вами при
повествовании о том или ином событии. Психолог поможет вам установить связь
между вашими чувствами и поведением, между событиями прошлого и настоящей
жизнью. Кроме того, психолог предложит вам новые средства самопознания – выражение
и осмысление болезненных чувств и переживаний и другие приемы.Посредством
такого рода взаимодействия с психологом-психотерапевтом, через погружение в
собственный внутренний мир и диалог, вам постепенно откроются новые перспективы
и альтернативы решения ваших проблем.
Дает ли психолог советы?
В процессе оказания психологической помощи психолог
стремится к тому, чтобы принимать клиента таким, какой он есть, создать условия
для его самоопределения и личностного роста, а также к тому, чтобы он по-новому
взглянул на собственное поведение. Иначе говоря, в основе профессионального
отношения психолога к клиенту лежит убеждение в том, что людям присуща
сложность, уникальность и тенденция к развитию и реализации своего потенциала.
Поэтому, как правило, психологи не дают советы. Там где это
уместно, психологи предпочитают предоставлять психологическую информацию, так
как познакомить с информацией – это не то же самое, что дать совет. Советы
принадлежат тому, кто его дает. Информация же принадлежит клиенту, он может ее
использовать тогда и так, как считает нужным, или же полностью проигнорировать
ее. Советы создают зависимость, знание дает свободу.
Каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога,
дать гарантированный совет другому невозможно: жизни каждого уникальна и
непредсказуема.
К тому же, советуя, консультант берет на себя полностью
ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности клиента и
его адекватного отношения к действительности.
В такой ситуации психолог ставит себя в позицию гуру, что
реально вредит консультированию приводит к тому, что у клиента вместо активного
стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется массивное и
поверхностное отношение к происходящему.
При этом любые неудачи в реализации совета обычно
приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно,
мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих событиях.
Представление о том, что психолог-это специалист, который
даёт советы сложился благодаря многочисленным журналам и газетам в которых есть
рубрика «советы психолога». Но заметьте как грамотный специалист делает свою
рекомендацию. Сначала он даёт некоторую общую информацию о проблеме, свой
взгляд на неё, а потом рекомендует некоторые действия, которые помогают
человеку больше понять свою ситуацию, обрисовывает некоторые пути выхода из
неё, но прямых советов нет.
Давайте это разберём на примере. Допустим на консультацию
приходит женщина, которая страдает от плохих отношений со своим супругом. И
спрашивает совета психолога нужно ли ей в сложившейся ситуации подать на
развод? Специалист не имеет права рекомендовать или не рекомендовать развод. Часто
наши близкие и знакомые не понимают этого. Они дают свои советы налево и направо,
учат нас как жить и что делать. И если мы следуем их советам, то чью жизнь мы
проживаем? Свою или чужую? Кто управляет и принимает ответственность за нашу
уникальную жизнь?
Кстати если вы хотите узнать, что происходит с психологами,
которые дают советы, то посмотрите хорошую комедию «Случайный муж» и вам всё
станет понятно. Поэтому задача специалиста состоит в том, что бы помочь
клиентке разобраться что происходит в её отношениях с мужем, что её не
устраивает в них и можно ли это изменить. Только сам человек может принять
ответственность за своё решение и сделать осознанный выбор. И если он хочет сохранить эти отношения, то
как это сделать и какие изменения он может и готов привнести в них. А если он
всё-таки настроен развестись, то что ожидает его после развода и как строить
свою жизнь дальше.
На мой взгляд работу психолога можно метафорически сравнить
с зеркалом. Благодаря знаниям и умениям специалиста человек должен лучше
увидеть свою ситуацию, понять свою проблему и пути выхода из неё.
Зачем люди смотрятся в зеркало? Что бы увидеть себя с
стороны и получить объективную информацию о своем состояние. Понять не стоит ли
причесаться или побриться, увидеть что как-то бледноват стал и решить почаще
проводить время на свежем воздухе. Вот так и на консультации у психолога человек
может лучше понять что происходит и самостоятельно решить куда двигаться
дальше.
А иногда просто нужно поделиться своими мыслями и
переживаниями, которыми по какой-то причине трудно делится с окружающими.
Просто хочется, что бы тебя выслушали и услышали. Не давали советов, не учили
жить, а просто выслушали. И приняли таким какой ты есть, со всеми проблемами и
неурядицами. И для этого и существует такое пространство как психологическая
консультация.
Какова продолжительность консультации психолога?
Продолжительность сеанса обычно составляет 50 минут. Как
показывает опыт, большинству клиентов этого количества времени достаточно. При
такой продолжительности консультации психолог имеет 10-минутный перерыв между
сеансами.
Для самой первой консультации желательно выделить большее
количество времени. Некоторые психологи и психотерапевты выделяют для сеансов с
клиентами больше чем 50 минут, как правило, не более 1.5 часа. Особенно часто
это распространено среди психологов, работающих с парами и семьями.
Большая часть времени первой консультации, как правило,
уходит на то, чтобы сориентироваться в жизненной ситуации клиента и оценить его
эмоциональное состояние. Поэтому то, чего стоит ожидать от разовой консультации
с психологом – это получение поддержки, релевантной информации и
профессиональной рекомендации. Более серьезный подход к проблеме предполагает
её более тщательное исследование, для чего психолог может предложить вам
встретиться несколько раз, чтобы лучше понять характер ваших проблем и более
взвешенно подойти к вопросу определения оптимального вида помощи. Вместе с тем,
в ряде случаев нескольких встреч бывает вполне достаточно, чтобы облегчить
эмоциональную ситуацию и помочь скорректировать ваши реакции в той или иной
проблемной ситуации.
|