Категории раздела

Форма входа

Лечение ПА

Эффективное лечение панических атак и ВСД

Ближайшие события

Мы на Фэйсбук!

Мы Вконтакте!

Будущие события

Наш опрос

Как Вы обычно снимаете стресс?
Всего ответов: 159

Это интересно!

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Психология

Проблемный ребёнок-симптом неблагополучия семейной системы.

Очень частой причиной обращения родителей к психологу, является проблемное поведение детей. Зачастую такое обращение не является своевременным. Обычно оно продиктовано тем, что на поведение ребёнка начинают обращать внимание воспитатели детского садика, учителя в школе или просто знакомые, которые и рекомендуют обратиться к психологу. Сами родители довольно часто не обращают внимания или не придают значение поведению ребёнка, считая его «нормальным». И, как мы увидим далее, такая тенденция не случайна.  Но иногда и сами родители начинают замечать, что с дитятей творится что-то не то и принимают решение обратится к специалисту.

Зачастую обращение к психологу, для большинства родителей, это некоторое признание, что сами они не могут справиться  со сложившейся проблемой. И до обращения к специалисту были испробованы различные методы увещевания. «Разговоры по душам», наказание, физические методы воздействия и тд. и все они потерпели фиаско. Большинство родителей осознанно или неосознанно считают, что психолог- это специалист, который станет на их сторону и удивительным способом «вправит мозги» их чаду, сделав его поведение «нормальным».

Но, к большому сожалению родителей, такие «фантастические представления» о работе психолога не могут быть оправданы. И уже в первую встречу со специалистом ожидания родителей должны быть озвучены и разобраны. Так как правильное понимание психологической помощи во многом гарантирует её успешность.

На первой встрече психолог узнаёт ожидания клиентов от консультации и пытается донести насколько эти ожидания могут быть адекватными. Психолог объясняет, что у него нет задачи «встать на чью-то сторону» или привести кого-то в «норму». Его задачей является, что бы семья стала более осознанной в той проблеме, с которой она пришла. Когда все участники будут больше понимать как формируется проблемная ситуация, только тогда можно начинать искать пути выхода из этой ситуации. Пока этого понимания нет-нет смысла пытаться влиять на ситуацию.

К сожалению, культура оказания психологической помощи в постсоветском пространстве только на этапе становления. И не все психологи и консультанты адекватно понимают свою задачу. Слишком уж велик риск, в ситуации с проблемным ребёнком, стать на сторону родителей и попытаться исправлять их чадо. В итоге ситуация скорее всего не изменится, либо перемены будут временные и неудовлетворёнными консультацией останутся все стороны.

А вся причина в том, что семья-это не совокупность отдельных индивидуумов, а целостная система. Где состояние одного члена системы оказывает влияние на всех остальных. И проблемы с ребёнком - это всего лишь отражение проблем всей семьи. Дети, зачастую, являются самыми «слабыми»  звеньями  семейной системы. Помните выражение «крепость цепи определяется крепостью её самого слабого звена»? И когда возникает дисбаланс в семье, чаще всего он отражается в детях.

Обычно на первых встречах с родителями психолог рассказывает, что такое семья и как она функционирует и что влияет на семейную систему.

Многочисленные  исследования показали, что семья существует как  единое самостоятельное це­лое. Для определения этого феномена в исследованиях был введен термин «семей­ный гомеостаз».

а)  В соответствии с данной концепцией все функ­ционирование семьи направлено на сохране­ние семейного гомеостаза.

б)  Каждый член семьи явно или скрыто способ­ствует достижению и поддержанию семейно­го баланса.

в)  Семейные традиции, правила и примеры взаи­модействия — вот то, что обеспечивает гомеостатическое существование любой семьи.

г)  Когда семейный гомеостаз нарушается, члены семьи прилагают все силы для его восстановле­ния.

Супружеские отношения влияют на характер семейного гомеостаза.

а)  Супружеские отношения представляют собой стержень для формирования прочих отноше­ний в семье. Именно супруги являются «ар­хитекторами» семьи.

б)  Нарушение супружеских отношений порожда­ет дисфункциональные родительские отноше­ния.

 

Проблемный ребёнок - это член семьи, который более прочих переживает трудности в супружеских отношениях родителей, а также больше склонен к нарушению отношений «ребе­нок — родители».

а)  Его симптомы представляют собой сигнал SOS о нарушении отношений с родителями, они — непосредственный результат семейного дис­баланса.

б)  Его симптомы — это   его попытка уменьшить и   смягчить страдания своих родителей.

Каким образом через ребёнка восстанавливается семейный гомеостаз? Например ситуация такова, что в семье царит серьёзный разлад и каждый из супругов задумывается над возможностью развода. При этом в семье накапливается большая напряжённость, которая может разрушить систему. Часто в такой ситуации ребёнок заболевает и напряжённость в отношениях родителей может направится в другое русло - лечение и спасение ребёнка. Или другая ситуация. Жена начинает понимать, что отношения с мужем её больше не устраивают. Она думает о разводе, но боится остаться одна, боится ответственности за принятое решение. Опять же накапливается напряжение внутри семьи и взаимоотношениях родителей. И в этой ситуации значительно ухудшается поведение сына. Мать вместо неприятных размышлений о разводе может перевести своё внимание на решение проблем сына. Таким образом, напряжение переводится в другую область, вопрос о принятии ответственного решения откладывается и семейная система находит новую точку равновесия. Важно понимать то, что происходит с детьми - не есть притворство или обман. Они действительно болеют и у них действительно происходят некоторые психические процессы, которые изменяют их поведение. И все эти изменения есть неосознанная попытка восстановить равновесие семейной системы.

Как становится понятным из вышеприведенного, попытка влиять на поведение ребёнка не может быть эффективной без рассмотрения всей семейной ситуации в целом. В 90-95% случаев проблема заключается не в ребёнке, а в функционировании всей семейной системы.

Попытка решать проблемы только с ребёнком равносильна тому, как лечить палец, в то время как заражена кровеносная система.

Обычно первая встреча с психологом случается потому, что кто-либо из посторонних назвал ребёнка «ребенком с отклонениями». Как правило, эта встреча возникает по инициативе жены, которая ведет себя в соответствии с ролью матери трудного ре­бенка. У ребенка обнаружены откло­нения в поведении, и, следовательно, она как мать виновата.

б)  Однако, вероятно, что поведение ребёнка ста­ло отклоняться от общепризнанных правил задолго до того, как кто-то из посторонних назвал его трудным.

в)  До тех пор, пока посторонний (обычно учитель или воспитатель) не назвал ребёнка «проблемным», члены семьи, вероятно, вели себя так, как будто ничего не замечали в его поведении. Его поведение принималось, по­скольку выполняло определенную функцию в семейном взаимодействии.

г)  Обычно появлению симптоматики предшествует некое событие. Такими событиями мо­гут быть:

  Изменение внешней, по отношению к семье, среды: война, кризис и т. п.

  Изменения в прародительской семье: болезнь бабуш­ки и т. п.

  Кто-то дополняет или покидает семейное ядро: бабуш­ка приходит жить в семью, и семья расширяет границы; рож­дается еще один ребенок; дочь выходит замуж и т. п.

  Биологические изменения: взросление ребенка, ме­нопауза матери, госпитализация отца.

  Существенные социальные изменения: ребенок, вос­питывающийся дома, поступает в школу; семья переезжа­ет на другую квартиру; отец получает повышение в долж­ности; сын поступает в колледж и т. п.

д)  Такие события   могут спровоцировать появ­ление симптомов, поскольку вызывают    об­щие изменения супружеских отношений. Они могут создать напряженную для супружес­ких отношений ситуацию, так как потребуют трансформации семейных отношений, нару­шая тем самым семейное равновесие.

е)   Семейный гомеостаз может быть функцио­нальным для членов семьи в некоторый пе­риод и не являться таковым в другой. К тому же каждое событие по-разному переживает­ся каждым из членов семьи.

ж)  Однако если один из членов семьи сильно взволнован событием, то и другие тоже тем или иным образом его переживают.

 

После первой встречи с родителями (чаще всего это мать) психолог может сделать некоторые предположения относи­тельно ее отношений с мужем. Если верно предположение о том, что дисфунк­циональные супружеские отношения являются главной причиной наличия симптомов у ребен­ка, то терапевт должен в первую очередь рас­смотреть отношения между супругами.

а)  Кем является отец и мать? В каких семьях они воспитывались? Сначала это были два разных человека, воспитанных в разных семьях. Те­перь они стали «архитекторами»  новой се­мьи — своей собственной.

б)  Почему из множества людей они выбрали в супруги друг друга? Как и когда их отноше­ния обусловили взаимное разочарование? Как они выражают друг другу свое разочарование? И каким образом это провоцирует ребёнка проявлять симптомы, чтобы удержать се­мью вместе?

Если родители смогут понять, как функционирует семья, если они будут готовы изменять внутрисемейные отношения, то у них появится шанс выйти на новый уровень развития и функционирования семьи. Если у них будет решительность по поводу внесения изменений в жизнь семьи, если они смогут принять ответственность за свои поступки, и они смогут стать более осознанными в своих собственных чувствах, то многие проблемы, существующие внутри семейной системы(в том числе проблемы с поведением детей), решаться сами собой. 

При подготовке статьи использовалась книга Вирджинии Сатир "Психотерапия семьи".

Автор: Репецкий Алексей

Перепечатка только с указанием авторства и источника!




Категория: Психология | Добавил: Ray (01.12.2010)
Просмотров: 1997 | Теги: ребёнок, семейная система, семья, семейная психотерапия | Рейтинг: 5.0/2
ЭZО-Сеть. Развитие человека. События, новости. Каталог ресурсов. ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека АУМ - украинский портал ресурсов духовного,
психического и физического развития человека Украина онлайн MedLinks - Вся медицина в Интернет