Очень частой причиной обращения родителей к психологу,
является проблемное поведение детей. Зачастую такое обращение не является
своевременным. Обычно оно продиктовано тем, что на поведение ребёнка начинают
обращать внимание воспитатели детского садика, учителя в школе или просто
знакомые, которые и рекомендуют обратиться к психологу. Сами родители довольно
часто не обращают внимания или не придают значение поведению ребёнка, считая его
«нормальным». И, как мы увидим далее, такая тенденция не случайна. Но иногда и сами родители начинают замечать,
что с дитятей творится что-то не то и принимают решение обратится к
специалисту.
Зачастую обращение к психологу, для большинства родителей,
это некоторое признание, что сами они не могут справиться со сложившейся проблемой. И до обращения к
специалисту были испробованы различные методы увещевания. «Разговоры по душам»,
наказание, физические методы воздействия и тд. и все они потерпели фиаско.
Большинство родителей осознанно или неосознанно считают, что психолог- это
специалист, который станет на их сторону и удивительным способом «вправит
мозги» их чаду, сделав его поведение «нормальным».
Но, к большому сожалению родителей, такие «фантастические
представления» о работе психолога не могут быть оправданы. И уже в первую
встречу со специалистом ожидания родителей должны быть озвучены и разобраны.
Так как правильное понимание психологической помощи во многом гарантирует её
успешность.
На первой встрече психолог узнаёт ожидания клиентов от
консультации и пытается донести насколько эти ожидания могут быть адекватными.
Психолог объясняет, что у него нет задачи «встать на чью-то сторону» или
привести кого-то в «норму». Его задачей является, что бы семья стала более
осознанной в той проблеме, с которой она пришла. Когда все участники будут
больше понимать как формируется проблемная ситуация, только тогда можно
начинать искать пути выхода из этой ситуации. Пока этого понимания нет-нет
смысла пытаться влиять на ситуацию.
К сожалению, культура оказания психологической помощи в
постсоветском пространстве только на этапе становления. И не все психологи и
консультанты адекватно понимают свою задачу. Слишком уж велик риск, в ситуации
с проблемным ребёнком, стать на сторону родителей и попытаться исправлять их
чадо. В итоге ситуация скорее всего не изменится, либо перемены будут временные
и неудовлетворёнными консультацией останутся все стороны.
А вся причина в том, что семья-это не совокупность отдельных
индивидуумов, а целостная система. Где состояние одного члена системы оказывает
влияние на всех остальных. И проблемы с ребёнком - это всего лишь отражение
проблем всей семьи. Дети, зачастую, являются самыми «слабыми» звеньями
семейной системы. Помните выражение «крепость цепи определяется
крепостью её самого слабого звена»? И когда возникает дисбаланс в семье, чаще
всего он отражается в детях.
Обычно на первых встречах с родителями психолог
рассказывает, что такое семья и как она функционирует и что влияет на семейную
систему.
Многочисленные исследования показали, что семья существует
как единое самостоятельное целое. Для
определения этого феномена в исследованиях был введен термин «семейный
гомеостаз».
а) В соответствии с данной концепцией все функционирование
семьи направлено на сохранение семейного гомеостаза.
б) Каждый член семьи явно или скрыто способствует
достижению и поддержанию семейного баланса.
в) Семейные традиции, правила и примеры взаимодействия
— вот то, что обеспечивает гомеостатическое существование любой семьи.
г) Когда семейный гомеостаз нарушается, члены семьи
прилагают все силы для его восстановления.
Супружеские
отношения влияют на характер семейного гомеостаза.
а) Супружеские отношения представляют собой
стержень для формирования прочих отношений в семье. Именно супруги являются
«архитекторами» семьи.
б) Нарушение супружеских отношений порождает
дисфункциональные родительские отношения.
Проблемный
ребёнок - это член семьи, который более прочих переживает трудности в
супружеских отношениях родителей, а также больше склонен к нарушению отношений
«ребенок — родители».
а) Его симптомы представляют собой сигнал SOS о нарушении отношений с родителями, они —
непосредственный результат семейного дисбаланса.
б) Его симптомы — это его попытка уменьшить и смягчить страдания своих родителей.
Каким
образом через ребёнка восстанавливается семейный гомеостаз? Например ситуация
такова, что в семье царит серьёзный разлад и каждый из супругов задумывается
над возможностью развода. При этом в семье накапливается большая напряжённость,
которая может разрушить систему. Часто в такой ситуации ребёнок заболевает и
напряжённость в отношениях родителей может направится в другое русло - лечение
и спасение ребёнка. Или другая ситуация. Жена начинает понимать, что отношения
с мужем её больше не устраивают. Она думает о разводе, но боится остаться одна,
боится ответственности за принятое решение. Опять же накапливается напряжение
внутри семьи и взаимоотношениях родителей. И в этой ситуации значительно
ухудшается поведение сына. Мать вместо неприятных размышлений о разводе может
перевести своё внимание на решение проблем сына. Таким образом, напряжение
переводится в другую область, вопрос о принятии ответственного решения откладывается
и семейная система находит новую точку равновесия. Важно понимать то, что
происходит с детьми - не есть притворство или обман. Они действительно болеют и
у них действительно происходят некоторые психические процессы, которые изменяют
их поведение. И все эти изменения есть неосознанная попытка восстановить
равновесие семейной системы.
Как становится понятным из
вышеприведенного, попытка влиять на поведение ребёнка не может быть эффективной
без рассмотрения всей семейной ситуации в целом. В 90-95% случаев проблема
заключается не в ребёнке, а в функционировании всей семейной системы.
Попытка
решать проблемы только с ребёнком равносильна
тому, как лечить палец, в то время как заражена кровеносная система.
Обычно
первая встреча с психологом случается потому, что кто-либо из посторонних
назвал ребёнка «ребенком с отклонениями». Как правило, эта встреча возникает по
инициативе жены, которая ведет себя в соответствии с ролью матери трудного ребенка.
У ребенка обнаружены отклонения в поведении, и, следовательно, она как мать
виновата.
б) Однако, вероятно, что поведение ребёнка стало
отклоняться от общепризнанных правил задолго до того, как кто-то из посторонних
назвал его трудным.
в) До тех пор, пока посторонний (обычно учитель
или воспитатель) не назвал ребёнка «проблемным», члены семьи, вероятно, вели
себя так, как будто ничего не замечали в его поведении. Его поведение
принималось, поскольку выполняло определенную функцию в семейном
взаимодействии.
г) Обычно появлению симптоматики предшествует
некое событие. Такими событиями могут быть:
♦ Изменение внешней, по отношению к семье,
среды: война, кризис и т. п.
♦ Изменения в прародительской семье: болезнь
бабушки и т. п.
♦ Кто-то дополняет или покидает семейное ядро:
бабушка приходит жить в семью, и семья расширяет границы; рождается еще один
ребенок; дочь выходит замуж и т. п.
♦ Биологические изменения: взросление ребенка,
менопауза матери, госпитализация отца.
♦ Существенные социальные изменения: ребенок,
воспитывающийся дома, поступает в школу; семья переезжает на другую квартиру;
отец получает повышение в должности; сын поступает в колледж и т. п.
д) Такие события могут спровоцировать появление симптомов,
поскольку вызывают общие изменения
супружеских отношений. Они могут создать напряженную для супружеских отношений
ситуацию, так как потребуют трансформации семейных отношений, нарушая тем
самым семейное равновесие.
е) Семейный гомеостаз может быть функциональным
для членов семьи в некоторый период и не являться таковым в другой. К тому же
каждое событие по-разному переживается каждым из членов семьи.
ж) Однако если один из членов семьи сильно
взволнован событием, то и другие тоже тем или иным образом его переживают.
После
первой встречи с родителями (чаще всего это мать) психолог может сделать некоторые
предположения относительно ее отношений с мужем. Если верно предположение о
том, что дисфункциональные супружеские отношения являются главной причиной
наличия симптомов у ребенка, то терапевт должен в первую очередь рассмотреть
отношения между супругами.
а) Кем является отец и мать? В каких семьях они
воспитывались? Сначала это были два разных человека, воспитанных в разных
семьях. Теперь они стали «архитекторами»
новой семьи — своей собственной.
б) Почему из множества людей они выбрали в
супруги друг друга? Как и когда их отношения обусловили взаимное
разочарование? Как они выражают друг другу свое разочарование? И каким образом
это провоцирует ребёнка проявлять симптомы, чтобы удержать семью вместе?
Если родители смогут понять,
как функционирует семья, если они будут готовы изменять внутрисемейные
отношения, то у них появится шанс выйти на новый уровень развития и
функционирования семьи. Если у них будет решительность по поводу внесения
изменений в жизнь семьи, если они смогут принять ответственность за свои
поступки, и они смогут стать более осознанными в своих собственных чувствах, то
многие проблемы, существующие внутри семейной системы(в том числе проблемы с поведением детей), решаться сами собой. При подготовке статьи использовалась книга Вирджинии Сатир "Психотерапия семьи".
Автор: Репецкий Алексей
Перепечатка только с указанием авторства и источника!
|