1. Психолог вас слушает. Чем это слушание отличается от обычного разговорного жанра? В простом разговоре собеседники часто говорят каждый о своем. Привлечь внимание к себе, конечно, можно, но ответ получишь зачастую такой, что лучше бы промолчали... Пришел за поддержкой, а скажут - сам виноват(а), и еще поковыряют в ране, посмакуют детали-подробности, застыдят... Или советовать начнут - сделай так, или так... Поведешься, сделаешь, а если опять все наперекосяк выйдет, предъявить-то кому? Советчику? Ну, предъявишь - только отношения с ним (с ней) испортишь. В ответ, скорее всего, услышишь возмущенное: "Ты меня неправильно понял!" Почему так происходит? Потому что советчик вас оценивает, упаковывает в свою систему координат "хорошо-плохо", навязывает вам свой образ действий и мыслей, мало вникая в вашу индивидуальность... Психолог-профессионал слушает безоценочно. Он(она) заранее уверен(а) в том, что Вы уникальны, и готов(а) принимать Вас таким, какой вы есть. Вы можете рассказывать о своих самых ужасных мыслях и поступках - в ответ вас, возможно, попросят уточнить, из какой системы координат вы таким образом себя оценили и, вполне вероятно, ваше мнение поменяется в сторону позитивного принятия себя. 2. Чтобы так слушать и слышать, психологу необходимо быть чувствительным к вам и к себе. Опознавать ловушки разума, внутренние конфликты, маски и шаблоны поведения и образа мыслей. Для этого психолог много лет учился, проходил свою личную терапию, и всю профессиональную жизнь продолжает совершенствовать свои знания и умения, работая под супервизией более опытных коллег, посещая мастерские и семинары. Таким образом переходим к следующему пункту: 3. Опора на профессиональные знания и проработанный личный опыт - еще один важный инструмент психолога. Диплом - это обязательное условие, оставим это без обсуждений. Если собрался стать профессионалом в этой области - будь добр на своей шкуре испытать, каково это - быть клиентом. Знакомство со своими страхами, ограничениями доверия, сопротивлениями в этой роли поможет лучше чувствовать и понимать своего клиента.
|